Всероссийское общественное движение

Россия, г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21                   Телефон +7 (495) 589-39-28

14 августа 2019

Без стресса и спешки. Как подготовить ребенка к началу учебного года?

Свои рекомендации даёт доцент кафедры детской и семейной психотерапии МГППУ и департамента психологии Высшей школы экономики, кандидат психологических наук, семейный психотерапевт Елена Чеботарёва.

 

Забыл буквы? Не страшно.

 

Юлия Борта, «АиФ»: Елена Юрьевна, в нашей стране самые длинные летние каникулы. Это хорошо, что дети так много отдыхают?

 

Елена Чеботарёва: Не думаю, что это много. Наоборот, на каникулы детям обычно задают кучу заданий. Родители и учителя считают, что летом тоже надо заниматься и навёрстывать всё, что было не сделано в учебном году. Дети нередко вообще не могут полностью переключиться на отдых. Между тем отвлечься, расслабиться и порезвиться в своё удовольствие (хотя бы часть лета) им просто необходимо.

— Учителя часто говорят, что они за лето даже буквы забывают.

 

— Это нормально, что на какое-то время дети забывают то, что выучили в школе. Ничего страшного здесь нет. Ведь и взрослым, когда они возвращаются из отпуска, тоже требуется время, чтобы вспомнить все детали рабочего процесса и войти в привычный режим. Таково свойство психики: человеку нужно время, чтобы переключиться с одной ситуации на другую.

 

Поэтому не стоит детей третировать за то, что забыли буквы, — наоборот, порадуйтесь: если ребёнок что-то забыл, значит, он отдохнул. Просто помогите ему вспомнить. Это несложно, тем более что в школьной программе в начале года предусмотрено повторение пройденного.

 

— Многие советуют начинать подготовку к школе с режима.

— Самая частая ошибка родителей, когда они заранее пугают детей: «Ты расслабился, даже не представляю, как ты будешь в школу потом вставать». Не пугать нужно, а постепенно, без нагнетания страстей готовить ребёнка к возвращению за парту, вводить его в школьный режим. И начинать это хотя бы за неделю до школы. Ведь детям не так просто быстро перестроиться, а младшеклассники при резкой перемене распорядка дня могут сильно капризничать, у них порой снижается работоспособность.

 

Создайте предвкушение.

 

— Если ребёнку тяжело в принципе вставать по утрам, что можно придумать?

 

— Во-первых, важно отследить, достаточно ли у него времени для сна, когда и как он ложится и засыпает. Во-вторых, очень хорошо, когда мама или папа будят его с улыбкой, обнимают, ласково называют, когда его уже ждёт вкусный завтрак. Если есть предвкушение хорошего дня, то и просыпаться легче.

 

Самим родителям тоже нужно подготовиться — спланировать своё время. Когда взрослые в напряжении от того, что опаздывают на работу, когда начинают кричать, торопить, когда всё в спешке, детям вдвойне не хочется подниматься с кровати.

 

 

При этом чем старше ребёнок, тем более индивидуально стоит подбирать ритуал пробуждения. У подростков можно поспрашивать, что им нужно, чтобы утром хотелось просыпаться. Кого-то достаточно разбудить заранее, оставить в покое и через какое-то время напомнить, что уже совсем пора вставать. Подростку с таким типом темперамента, когда сложно просыпаться, нужна внешняя помощь. Но важно, чтобы он сам этой помощи захотел. Если он её не принимает, уговорите на две недели эксперимента: пусть просыпается и встаёт самостоятельно, а после сам решит, нужна ли ему родительская помощь.

— Очень хороший вариант — это аудиокниги, тем более что их можно слушать где угодно. Некоторым детям помогает чтение вместе с родителями либо по очереди: каждый читает свой кусочек, а потом они вместе пересказывают и обсуждают прочитанное. Современные дети приучены к быстрому мельканию картинок. Им сложно сосредоточить внимание, чтобы долго следить за рассуждениями автора или описаниями природы в толстых книжках. Участие родителей помогает удерживать внимание на одном сюжете. Важно только, чтобы такое занятие не превратилось в полностью родительское чтение.

Можно найти фильмы, снятые по книжкам. Но нужно понимать, что сюжет фильма часто отличается от книги. Поэтому фильмы лучше рассматривать как способ заинтересовать ребёнка прочитать книгу. Известно же, что после выхода хорошего фильма по какому-то литературному произведению продажи книг возрастают. И с детьми это тоже может сработать.

 

Вообще же каникулы — лучшее время, чтобы больше быть с детьми, проводить досуг в приятном общении и совместных развлечениях, а не усиленной подготовке к школе.

 

Методист начальной школы лицея № 1502 при национальном исследовательском университете МЭИ Марина Думина:

 

— Я бы тоже советовала начать с того, чтобы привести в порядок режим дня ребёнка. Сейчас для этого самое время. Постепенно переносите время отбоя на более ранние часы: для младших школьников желательно не позже девяти вечера, максимум полдесятого.

 

Можно повторить с детьми основные темы по математике или окружающему миру. Например, какие растения встречали на даче или за городом. Можно обсудить фрукты, овощи при сборе урожая на даче, вспомнить устный счёт, но обязательно в игровой форме. Можно привлечь ребёнка к походу в магазин, чтобы там он посчитал сумму покупок. Если летом была интересная поездка, то вместе подготовьте сообщение о том, что он узнал о другом регионе или стране, необычном озере, горах и т. д. Детям нравится, когда они могут выступить перед одноклассниками в роли экспертов, а те их с удовольствием слушают.

 

Здесь важно не переусердствовать. Есть чрезмерно ответственные родители, которые на лето закупают гору учебной литературы с рабочими тетрадями. По таким детям сразу видно, что они подготовлены и занимались всё лето. Но они приходят в школу уставшими. Ко второй-третьей неделе сентября настолько вымотаны, как будто каникул и не было вовсе. С одной стороны, им нравится, что многое умеют и знают, с другой — начинают быстро скучать на уроках, потому что учитель ориентируется на большинство, т. е. на одноклассников, которые летом не занимались и поначалу только повторяют подзабытый материал.

 

Ещё важно перед началом учебного года проверить здоровье ребёнка. Обязательного требования предоставить в школу справку о прохождении медосмотра сейчас нет. И случается, что родители приводят в школу больных детей. Сходите к врачу — вам самим будет спокойнее.

 

Следите за зрением. Бывает, что ребёнок мучается, потому что не видит, что пишут на доске, от напряжения зрения начинаются головные боли. И со слухом тоже бывают проблемы, потому что дети всё лето пользуются гаджетами с наушниками.

Углубленный медосмотр ребенок проходит в 3 года — перед оформлением в детский сад, 6 лет — при поступлении в школу, 12, 15, 16 и 17 лет.

— Подобный врачебный осмотр особенно важен для старшеклассников — юношей, которых по достижении 18 лет призывают на военную службу, — уточнила главный врач. — Мы должны четко знать, годен или нет парень для армейской службы.

Справочно.

Комплексный медицинский осмотр (его еще называют диспансеризацией) включает в себя для ребенка:

3 лет — измерение веса и роста, сдачу общих анализов крови и мочи, осмотры стоматолога, детского хирурга, офтальмолога, невролога, оториноларинголога, детского гинеколога, логопеда; 6 лет — измерение веса, роста и уровня артериального давления, сдачу общих анализов крови (включая обследование на глюкозу) и мочи, осмотры стоматолога, детского хирурга (в том числе оценку осанки, плантографию — снятие отпечатков стоп), окулиста, невролога, ЛОР-врачаи педиатра. Кроме того, ребенку делают вторую прививку (ревакцинацию) против дифтерии и столбняка, а также вакцинируют против краснухи, кори и паротита (свинки); 12 лет — измерение веса, роста и уровня артериального давления, сдачу общих анализов крови (включая обследование на глюкозу) и мочи, проведение электрокардиографии сердца, осмотры стоматолога, детского хирурга, окулиста, невролога, ЛОР-врача, детского гинеколога и педиатра; 15 лет — измерение веса, роста и уровня артериального давления, сдачу общих анализов крови и мочи, осмотры стоматолога и педиатра, оценку осанки, остроты слуха и зрения. Юноши проходят полный комплексный осмотр (как в 12 лет) для оформления карты допризывника для военкомата; 16 лет — измерение веса, роста и уровня артериального давления, сдачу общих анализов крови и мочи, осмотры стоматолога, гинеколога и педиатра, оценку осанки, остроты слуха и зрения. В этом возрасте проводится третья ревакцинация против дифтерии и столбняка; 17 лет — измерение веса, роста и уровня артериального давления, сдачу общих анализов крови (включая обследование на глюкозу) и мочи, проведение электрокардиографии сердца, осмотры стоматолога, детского хирурга, окулиста, невролога, ЛОР-врача, детского гинеколога и педиатра. Необходимо пройти флюорографию. На основании полного комплексного медосмотра педиатр оформляет переводной эпикриз в поликлинику для взрослых по достижении 18 лет.

Для измерения веса, роста и артериального давления, а в ряде случаев и для оценки остроты зрения, слуха и проведения плантографии не обязательно записываться на прием к профильным специалистам, достаточно обратиться в доврачебный кабинет. Направления на общие анализы крови и мочи, электрокардиографию сердца также можно получить в доврачебном кабинете.

Фото

СОЮЗ МАТЕРЕЙ РОССИИ в ТПП провел праздник "Пусть всегда будет МАМА!"

Смотреть все фото »

Видео

Подписание международного меморандума матерей России, Беларуси и Украины в Госдуме 23 мая 2019

Смотреть все видео »